АрхитектураСтраница 5
Итак, благодаря строительству соборов, церквей, монастырей, гражданских и жилых построек, оборонительных сооружений, Новгород в XV в. представлял собой огромный градостроительный архитектурный комплекс. Выразительность его архитектуры нарастала по мере приближения к центру и вместе с тем как бы вливаясь в окружающий пейзаж, растворялась через бесчисленные отдельно стоящие постройки и монастыри, которые своеобразным ожерельем опоясывали городскую территорию.
Новгород был окружен тремя рядами монастырей. В первый из них, размещенный на расстоянии 2—3 км от города, кроме уже указанных входили Успенский в Колмове, Никольский в Мостищах, Успенский и Благовещенский в Аркажах, Пантелеймонов, Нередицкий, Лятский, Ситецкий, Мало-Кирилловский и Городище. Второй ряд, разместившийся на расстоянии 5—6 км от города, включал Никитский, Сырков, Перынский, Шилов, Сковородский, Ковалевский, Волотовский, Деревяницкий монастыри. Третий ряд (в 10—12 км от города) составляли монастыри Вяжищский, Троицкий, Коломецкий, Николо-Липенский, Кунинский, Хутынский.
Архитектурная выразительность застройки Новгорода с его величавыми и стройными церквами, деревянными зданиями, их причудливыми крыльцами, затейливой резьбой наличников, столбов подчеркивалась и оживлялась зелеными деревьями. Писцовые книги говорят о наличии в средневековом Новгороде больших незастроенных площадей, использовавшихся под сады и огороды. Для них были отведены участки, примыкающие к внешним укреплениям.
Можно считать, что в древнем Новгороде система зеленых насаждении определялась довольно значительными массивами отдельных садов в центральных районах города и почти непрерывным кольцеобразным поясом вдоль вала с внутренней стороны. Озеленялись и улицы. Летопись сообщает, что в 1469 г. сажались "топольцы на Славкове улице" Также из летописных записей 1508 г. узнаем и о другом саде — Арзубьевском, он находился на Никитиной улице. Арзубьевы — знатные новгородцы. Один из них, Куприны Арзубьев, по велению Иоанна III был казнен в 1471 г.
Для того чтобы полнее выявить характер облика города, следует остановиться на роли цвета и фактуры в новгородском зодчестве. Церкви, как правило, возводились из камня либо из камня и кирпича. В ранних постройках XI в. кладка из серого волховского плитняка разнообразилась плоским кирпичом (плинфой). Кирпич применялся для устройства перемычек окон, ниш, для выравнивания рядов камней. В XII и начале XIII в. тип кладки оставался тем же, но размер плинфы уменьшился. В последующие столетия исчез прием чередования каменной и кирпичной кладки. Для конца XV в. характерен переход на кирпичную кладку сооружений. К началу XVI в. камень как стеновой материал уже почти не применялся.
Вместе с золотистым лемехом покрытий куполов живописная кладка стен, будь она из камня или в чередовании с кирпичом, представляла довольно красочное зрелище. Впоследствии производились обмазка и побелка стен культовых сооружений, иногда десятилетия спустя после окончания строительства. Грубая отеска камней создавала неровную поверхность стен, придавай им скульптурную пластичность. Использование цвета было особенно важно в условиях Новгорода, где преобладала пасмурная погода. Цвет был важным компонентом формирования его облика.
Рассмотрев основные этапы формирования архитектурно-планировочной структуры города, можно определить характерные для древнего Новгорода композиционные особенности, своеобразные и вместе с тем основанные на принципах, присущих всему русскому зодчеству. Прежде всего, это живописность панорамы Новгорода как результат взаимодействия всех факторов, выявляющих его внутреннюю структуру и планировку. Внешняя панорама Новгорода определялась оборонительными укреплениями с детинцем — главным композиционным элементом, бесчисленными храмами и монастырями, а окружающие монастыри объединяли его с пригородным ландшафтом.
Люди.
Все остальное свободное население составляи люди, называвшиеся либо своими племенными именами — словене, кривичи, радимичи, вятичи, либо топографическими: новгородцы, полочане, смолняне и т. д. Эти люди составляли местные городские и сел ...
Эпоха нашествий.
В 183 г. до н.э. власть в результате дворцового переворота захватил Пушьямитра Шунга, один из военачальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуисткой религии. Происходит постепенная "эррози ...
Источники и
историография
Исследование проблемы церковно-религиозной жизни конца XVIII - XIX в. западных белорусских губерний России велось несколькими поколениями отечественных и зарубежных исследователей. Наиболее значительный пласт работ принадлежит дореволюцио ...