Архитектура
Страница 2

В начале XIII в. силуэт Торговой стороны обогащается еще одним четы-рехстолпным одноглавым храмом — церковью Параскевы Пятницы (1207 г.), построенной "заморскими купцами". По-видимому, в древности храм имел трехлопастное покрытие. За время своего существования церковь 15 раз горела, а затем подновлялась. В результате первоначальный ее облик изменился. Дважды в 1156 и 1191 гг., ставились деревянные церкви — предшественницы каменной, которая состоит из самой церкви и подклети и отличалась от существующих в то время церквей. Различия, прежде всего в апсидах. Если все церкви имели полукруглые апсиды, то здесь к сильно выдвинутой центральной апсиде примыкают боковые, прямоугольные снаружи. Фасады церкви декорированы лопатками в виде уступов, что ранее не применялось. Такой формы лопатки известны в древних храмах Смоленска. Церковь Параскевы-Пятницы (автор реставрации Г. М. Штендер) в известных пределах воспроизводит облик смоленской церкви Михаила на Смядыни. Характерной особенностью церкви являлись три притвора. Сохранился лишь один — северный, а от южного и западного дошли до нас лишь незначительные фрагменты.

К середине XIII в. строительство в Новгороде почти прекратилось (с 1239 г. и до 90-х годов XIII в. летопись упоминает о постройке всего лишь трех деревянных церквей). Это объяснялось монгольским нашествием и усилившейся военной опасностью с Запада.

Сокрушительные удары, которые русские войска нанесли шведским, а затем и ливонским рыцарям, укрепили положение Новгорода. В конце XIII — начале XIV вв. он оставался одним из крупнейших центров на Руси. Этому способствовала торговая связь города с Ганзейским союзом. Вновь расцветает новгородское зодчество.

Среди равнины к юго-востоку от Юрьева, под другую сторону Волхова, в 1292 г. строится церковь Николы на Липне. Здесь впервые выявляется новая строительная техника — кладка посредством чередования плинфы и камня на растворе извести с примесью мелко толченного кирпича (цемянки) заменяется кладкой из волховской плиты на растворе извести с песком. Кирпич получает иную форму — становится более удлиненным. Такая строительная техника в Новгороде будет в дальнейшем преобладать вплоть до конца XV в. Наблюдается окончательный отход от посводного покрытия. Излюбленным типом покрытия становится трехлопастное завершение, фасады церкви заканчиваются вверху трехлопастной декоративной аркой с пояском свисающих полуциркульных арочек. С фасадов убираются лопатки, они будут отсутствовать вплоть до второй половины XIV в. Исчезают боковые апсиды, а центральная понижается до половины высоты фасада.

Церковь Николы на Липне была расписана, но роспись полностью погибла в Великую Отечественную войну, сам храм почти до основания разрушен. В настоящее время он восстановлен в первоначальных формах (авторы реставрации Л. М. Шуляк, П. Н. Максимов).

Выдающимся событием в архитектурной жизни Новгорода явилась постройка изумительных по пропорциям и формам церкви Федора Стратилата на Ручью и церкви Спаса Преображения на Торговой стороне. Несколько большие по своим размерам, чем другие храмы, обе эти церкви стали местными архитектурными центрами, подчиненными идее создания цельного городского ансамбля.

Церковь Федора Стратилата на Ручью заложена в 1360 г. посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья (ныне по засыпанному ручью распланирован проспект Ю. Гагарина). Завершена постройка в 1361 г. Храм является классическим памятником новгородского зодчества XIV в. (автор реставрации Л. М. Шуляк). Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению представляет собой высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение, т. е. три арки, соединенные друг с другом, средняя из которых возвышается над боковыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Национально освободительное движение 40-60 гг.. Краковское восстание 1846 г.
Краков, крупный экономический, политический и культурный центр Польши, был по решению Венского конгресса объявлен «вольным городом». В действительности «независимость» Кракова была мнимой: его оккупировали австрийские войска. 20 февраля ...

Хаменеи - соратник и продолжатель идеи Хомейни
Аятолла Хаменеи был учеником имама Хомейни, который был символом научного новаторства и глубокого знания богословия и принципов веры. Важнейшей чертой имама было его благочестие. Во-первых, друзья и враги, иранцы и иностранцы, мусульмане ...

Военные реформы правительства Ивана IV Грозного
Ядром укомплектования русского войска в XV в. оставался великокняжеский двор, состоявший из мелких служилых людей (бояр и "детей боярских"). С течением времени великокняжеский двор значительно увеличился и превратился в великокн ...