Становление идей либерализма.
Страница 2

Гарантии права собственности были основным требованием третьего сословия. Это требование подразумевало, во-первых, защиту от произвольных поборов, конфискаций со стороны государств. Во-вторых, оно предполагало равенство всех видов собственности.

Право собственности предполагает и обеспечение личной безопасности человека. Вступая в ''общественный договор'', люди сохранили за собой право на жизнь, безопасность и сопротивление насилию.

Право на жизнь не ограничивается гарантиями физического существования, оно включает право на достойную жизнь, на моральную автономию личности, что в политико-правовой области находит выражение в признании свободы совести. Необходимым шагом к обеспечению свободы совести стало отделение церкви от государства. По Локку, в общественной жизни функции государственного управления и внутренние задачи церкви и религии должны быть строго различены и отделены друг от друга.

Исповедовать любую веру или быть атеистом, придерживаться консервативных или либеральных убеждений, принадлежать к партии левой или правой ориентации - всё это становится частным делом индивида. Формирование мировоззрения, воспитание нравственности признаются сферой ответственности семьи, школы, церкви, т.е. институтов гражданского общества.

Право человека ''быть господином самому себе'' ограничено только таким же правом другого человека. Свобода в таком понимании есть право делать всё, что не запрещено законом.

В абсолютистском государстве господствовал иной принцип - позволено то, что разрешено законом, а всё, что государство не контролирует, заведомо ставится им под сомнение. В правовом государстве, напротив, пока человек не нарушал закон, государство обеспечивает ему свободу действий, не подозревая в нём потенциального преступника, который использует во зло предоставленную ему свободу.

Автономия личности и право личности будут неполными, недостаточными, негарантированными, если человек не обладает правом участвовать в решении тех вопросов, которые для него жизненно важны и непосредственно его затрагивают. Вот почему в теории ''естественного права'' свобода утверждается и как право политического участия. Демократия нового времени - представительная демократия, при которой граждане избирают депутатов, имеющих схожие с ними взгляды, цели, ориентации, и доверяют им представительство своих интересов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов считали других его участников равными себе, так как только на таком условии мог быть заключён договор, признаваемый всеми.

Теории ''естественного права'' и ''общественного договора'' составили основу доктрины классического либерализма

- идейно-политического течения, основными требованиями которого стали свобода предпринимательства и обеспечение основных политических свобод.

''Участники английской буржуазной революции середины XVII века, ''славной'' революции 1688 года, войны за независимость США, несомненно руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали составной частью либерального мировоззрения ''.

Робеспьер, Марат, Сен-Жюст и другие видные якобинцы были горячими последователями теории ''общественного договора'' Руссо. Идеи ''общественного договора'' легли в основу ''Декларации прав человека и гражданина'', принятой Учредительным собранием 26 августа 1789 года, в которой было записано: ''Люди рождаются свободными и равными в правах''.

Многие идеи либерализма Просветителей нашли отражение в утвердившихся в демократических странах принципах политического устройства. Именно поэтому современную демократию нередко называют либеральной демократией, хотя в её развитии немалая роль принадлежит и консерваторам и социал-демократам.

Современное демократическое государство - это государство правовое; в котором на практике осуществлён принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Страницы: 1 2 

Провозглашение независимости Индии
Партия Индийский национальный конгресс отвергла право властей на проведение силовых акций, которое закреплялось в тех разделах Закона, которые касались провинциальных правительств. Последние годы, предшествовавшие Второй мировой войне, о ...

Особенности методологии "интеллектуальной истории" на современном этапе
Историческая наука переживает в конце XX в. глубокую внутреннюю трансформацию, которая ярко проявляется и на поверхности академической жизни - в трудной смене поколений, интеллектуальных ориентаций и исследовательских парадигм, самого язы ...

Развитие буддизма в стране
Гибель династии Хань и как следствие этого - общий упадок в стране в период Троецарствия, ослабление центральной власти (этого гаранта социальной стабильности, по конфуцианским представлениям) привели, казалось, к глубоким необратимым пер ...