Образование в России до XVIII в
Учить на Руси стали при Владимире Святом. В ХI в. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.
В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу. С ее появлением книг стало больше и они стали дешевле. Возрастает потребность общества в грамотных людях. В 1551г на Стоглавом соборе было принято решение об открытии в Москве и других городах «книжных училищ» при монастырях, церквях. По инициативе И.Грозного и при поддержке церкви возникает книгопечатание. В 1563-1564гг в Москве на Печатном дворе (казенная типография) И.Федоров с П.Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». А в 1565г был издан «Часловец» - первая русская книга для обучения грамоте.
Из смутного времени (конец XVI - начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Возрождаются государственные школы: правительственная и школы при приказах, при Оружейной палате (1665), создаются греко-латинские школы. В 1687г открывается Славяно-греко-латинское училище, ставшее первым ВУЗом России - академией. Прием туда был разрешен для всех сословий.
В XVIII-середине XIX вв.
были заложены основы современного европейского образования в России.
Реформы Петра I носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Главное отличие школ петровских времен от прежних – светский характер обучения и соединение его с практикой.
Петром I создается сеть школ: начальные - цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие - школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. В губерниях было открыто 42 светских цифирных школы, где 2000 детей изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в епархиальных школах, а дети солдат – в гарнизонах. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.
Новым явление стало зарождение общеобразовательной школы. Стала формироваться сеть закрытых учебных заведений для дворянских детей и детей купцов.
В 1755г по инициативе Ломоносова открылся Московский университет. Обучение там было доступно для детей всех сословий.
Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II.
Однако действия всех правителей носили характер личной инициативы. До определенного момента (до 1802г) не было никаких законодательных документов, регулирующих деятельность системы образования и управления данной системой.
Особенности развертывания политики «самоусиления».
Позиции сторонников нововведений при дворе упрочились после государственного переворота, происшедшего осенью 1861 г. После смерти императора Сяньфыня в августе 1861 г. Су Шунь стал во главе регентского совета, призванного править от имени ...
Предпосылки и подготовка Законодательства об отмене
крепостного права. Предпосылки
отмены крепостного права
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. [1]
В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861г.
Социально-экономические процессы раз ...
Биография Тучи Галины Ивановны
Туча (Курикке) Галина Ивановна (30.11.1936г)
Родом из Кронштадта.
Когда началась война, Галине шел пятый год. Жила она с бабушкой и старшим братом.
Отец, Иван Курикке, финн по национальности, был арестован в 1938 году. Ему вынесли приг ...