Некоторые современные точки зрения на партизанское движение в Беларуси
Страница 1

Материалы » Партизанское движение в Беларуси в годы Великой отечественной войны » Некоторые современные точки зрения на партизанское движение в Беларуси

В последние годы нередко имеют место попытки моральной дискриминации, деидеологизации, оскорбления чести и достоинства известных всему миру политических деятелей — участников и организаторов антифашистского сопротивления, партизанского движения в Беларуси, вклада военачальников, рядовых солдат в освобождение Беларуси, в целом ратного и трудового подвига всего белорусского народа.

К каким только измышлениям ни обращаются сегодняшние новоявленные «ревизоры» партизанского движения! Дескать, взорвано железнодорожных путей больше, чем их было в наличии. Спросим: «И что тут не верно?» Ведь партизаны взрывали, а немцы восстанавливали одни и те же пути многократно; более того, гитлеровцы вынуждены были доставлять в Белоруссию шпалы и рельсы из Польши, Болгарии, Германии, поскольку после партизанской «работы» они превращались в металлолом. Истина в том, что, как отмечено нами выше, не более1/3 живой силы и боевой техники врагу удавалось доставлять к своей линии фронта через Белоруссию. Так, гитлеровское управление путей сообщения группы армий «Центр» неоднократно доносило по инстанциям: «Действия партизан и днем и ночью окончательно срывают поставки вооружения на перегонах Минск — Жлобин — Гомель; Брест — Лунинец — Гомель; Жлобин — Могилев».[13, c.14]

Лишь на втором этапе «рельсовой войны» («Концерт») осенью 1943 года для ведения боевых действий против гитлеровцев было привлечено 678 партизанских формирований в составе 120 тыс. бойцов. Было взорвано более 90 тыс. рельсов, пущен под откос 1041 эшелон, разбито 807 паровозов, уничтожено 72 железнодорожных моста, истреблены 32 тыс. и ранены 19 тыс. оккупантов. Все это, конечно же, способствовало решению основных задач Советского Верховного главнокомандования, одной из которых было и скорейшее освобождение Белоруссии от фашистской нечисти.[4, c.99]

Остановимся еще на одном «оригинальном» мнении: Почему белорусские партизаны были такими храбрыми в безбожной, колхозной, полуголодной стране? Это — итог советской дрессировки крестьянства голодом, истреблением и страхом в 30–е годы, когда многим уже самой жизни как последней собственности стало не жалко. Загнанное в угол крестьянство немцы загоняли еще глубже. Поэтому белорусы, мол, подобно затравленной собаке или волку, в отчаянии набросились на них, что и явилось источником героизма республики–партизанки. Во–первых, предвоенный срок «советской дрессировки», ограничивался одним, максимум — двумя десятилетиями, в то время как белорусское крестьянство имеет тысячелетнюю историю, на протяжении которой не раз отстаивало свои земли, проявляя при этом свойственные его ментальности мужество и смекалку. Во–вторых, считать, что белорусские партизаны спровоцировали жестокость завоевателей — значит погрешить против истины. Достаточно вспомнить бомбежки, направленные на отступающих мирных жителей в первые дни войны — беззащитных старушек, матерей с детьми… Они–то и «огрызнуться» не могли; вознося руки к господу, просили защитить и отомстить за их страдания извергам. В–третьих, если бы не было партизанских формирований, потери белорусского мужского населения призывного возраста были бы более значительными (погибли 44 791 партизан), еще больше молодежи было бы вывезено в Германию в рабство. Партизаны ставили задачу — выиграть бой, сохраняя жизни свои и населения. В–четвертых, бандитской может быть группа мародеров, но не вся партизанская республика, ставшая единым фронтом на борьбу с врагом.[13, c.14]

Истина в том, что именно рядовые жители Белоруссии, всяк на свой лад, включились в борьбу с захватчиками. Сельчане помнят, как в первые недели войны длинными потоками в сопровождении немецких солдат с овчарками брели через белорусские деревни колонны измученных красноармейцев; порой на их охранников нападали небольшие группы оказавшихся в лесах товарищей по оружию — и десятки военнопленных бежали вместе с ними. Но «против силы не попрешь». И снова, как это бывало в истории прежде, сработала ментальность белорусов: поняв, что врага одолеть можно будет нескоро, они негласно установили свои «моральные критерии поведения», суть которых в следующем: враг на чужой, а мы на своей территории, и мы имеем преимущества; если врага пока нельзя побороть, его надо перехитрить; в одиночку с таким врагом не справиться — надо на него навалиться всей дружной громадой; выжить можно только помогая друг другу; нельзя посрамить свой род, деревню, поселок, город; позорнее личного бесчестья и предательства ничего не бывает; ни днем, ни ночью враг не должен жить спокойно; для него страх, паника — хуже открытого боя; фашистская гадина будет раздавлена; враг силен, но победа будет за нами, ибо Россия и весь Союз — с нами; с нами Бог, он видит, что не мы, а на нас напали, и наше дело — правое.[14, c.154]

Страницы: 1 2

Земельно-тяглые переделы в монастырской деревне.
По мнению В.А.Александрова, поддержанному Н.А.Горской, передельный тип общины в России начал складываться с рубежа ХV-ХVI вв. Л.В.Милов считает одной из существеннейших предпосылок земельных переделов отсутствие в России аллода - крестьян ...

Наука и культура
Вторая половина ХVIII в явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так, Екатерина II утверждала, что только "заведением н ...

Опыт корреляционного анализа троицких писцовых и вытных книг.
До сих пор говоря о вытном тягле и крестьянском наделе в вотчине Сергиева монастыря, мы не ставили вопрос о тесноте зависимости между этими явлениями. Чисто логически правомерно допустить, что чем больше земли было выделено крестьянину мо ...