Бахрушин Алексей Александрович
(1865 - 1929)
- потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник (1908 г.), действительный статский советник, кавалер, кандидат в выборные Московского биржевого общества (1912-1918), гласный Московской городской думы, директор правления Товарищества кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей, коллекционер, основатель Театрального музея в Москве, член совета Русского театрального общества (1897-1923), почётный член совета Якиманского городского попечительства о бедных, заведующий Введенским народным домом (1906-1917), а с 1915 г. - всеми народными домами Москвы, член совета Больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных, действительный член Российской академии наук (1921 г.), член комиссии "Старая Москва".
Создатель театрального музея, сын Александра Алексеевича Бахрушина. Родился в купеческой семье. С ранних лет увлекался театром, пробовал свои силы на любительской сцене.
Случай пробудил в нем интерес к собиранию предметов театральной жизни. Первые коллекционные обретения - афиши, программы спектаклей, фотографии актеров в ролях, эскизы костюмов - легли в основу собирания в начале 1890-х годов. С этого времени бахрушинское собрание стало расти на глазах и к осени 1894 года владелец представил его для обозрения театральной общественности.
Бахрушин собирал не только личные вещи деятелей театра, но и предметы, отражающие его историю. Он приобрел в свою коллекцию принадлежности старинных кукольных театров "Вертеп" и "Петрушка", была у него и большая коллекция зрительских трубок, а также коллекция балетных туфелек, по которым можно проследить, как развивалась техника балета.
Одним из основных источников пополнения коллекции были дары "лицедействующей братии ", ему присылали в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Кроме этого в поисках экспонатов Бахрушин совершал длительные путешествия по России и за границу.
Немалую популярность в театральных кругах Москвы снискали так называемые "Бахрушинские субботы". На "огонек" к Бахрушину собирались известные актеры и режиссеры, здесь бывали А. И. Южин, А. П. Ленский, А. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович - Данченко. Так что дом его был и духовным, и творческим центром искусства театра.
Свой музей Алексей Александрович называл литературно-театральным. В его собрании выделялось три раздела - литературный, драматический и музыкальный.
"Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя в праве, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу народа"- эти слова Бахрушина подытожили его многолетнюю собирательскую деятельность. В 1913 году он передал свое собрание Академии наук. Образовалось правление музея во главе с самим Бахрушиным, который назначался почетным попечителем музея.
В советское время музей оказался в ведении Наркомпроса, а его бывший владелец был оставлен директором до конца своих дней.
Умер Алексей Александрович Бахрушин 7 июня 1929 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. А в наше время, на улице Бахрушина, в его двухэтажном доме находится Театральный музей, носящий как и улица имя Бахрушина, где можно ознакомиться со всей историей, которую прошел русский театр.
Преодоление последствий культа личности И. В. Сталина.
ХХ съезд КПСС осуждает культ
личности Сталина.
В начале 1956 года в газете "Правда" появляются статьи о культе личности без указания имени Сталина. Это было свидетельством того, что через 3 года после смерти Сталина новые руководители КПСС осмелились, наконец, заговорить об ...
Культ личности Сталина:
его проявление. Индустриализация и коллективизация
сельского хозяйства по–сталински.
План индустриализации страны базировался на расчетах большой группы ученых, экономистов, тех, кто вынашивал эти планы не один год. Это были напряженные задания, рассчитанные на несколько лет вперед, но они были вполне выполнимы. Акцент в ...
Ленинград в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную блокаду немецко-фашистскими войсками.
Военно-политическое руководство фашистской Германии намеревалось стереть Ленинград с лица земли, истребить население и тем самым ликвидир ...