Государство и промышленностьСтраница 2
Государство в это время управляло не только казенные и посессионными, но и всеми остальными мануфактурами. Оно давало предприятиям государственные "наряды", даже его продукция не предназначалась для казны; а если мануфактурист не справлялся с этими производственными заданиями, отбирало у него мануфактуру и передавало другому "завододержателю". Само это слово "завододержатель" показывает, частная собственность на промышленное предприятие не признавалась.
Решающую роль в хозяйстве стала играть бюрократическая верхушка,
которую Ключевский охарактеризовал, как «лишенную всякого социального облика кучу физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством".
Но административная регламентация не могла заменить рынка. Она делала невозможной конкуренцию, а тем самым — и совершенствование производства. Предприниматель был заинтересован в том, чтобы получить выгодный казенный заказ, монополию на производство определенной продукции, высокую указную цену на свои изделия, получить от государства землю, лес, а также разного рода привилегии. В этой ситуации не было необходимости в совершенствовании производства, достаточно было иметь связи в правительстве и уметь подкупать чиновников. Это вело к появлению мануфактур, которые числились только на бумаге. В первую очередь административная регламентация действовала на казенных предприятиях, которые уже к концу царствования Петра пришли в такой упадок, что пришлось спешно передавать их в частную собственность.
После смерти Петра I начался длительный застой мануфактурной промышленности, который сменился новым подъемом лишь при Екатерине II, Екатерина писала: "Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится только от великого числа продавцов и вольного умножения товара". Она издала ряд законов, ограничивающих государственную регламентацию. Было запрещено покупать к мануфактурам крепостных, а следовательно, основывать новые посессионные предприятия. Если прежде мануфактуры могли учреждать только по специальному государственному разрешению, то теперь этого не требовалось.
Были приняты меры для расширения "среднего сословия", городского торгово-промышленного населения. По экономическим учебникам Екатерины это среднее сословие должно было стать основой процветания хозяйства. Екатерина писала одной из своих заграничных корреспонденток: "Еще раз, мадам, обещаю вам третье сословие ввести; но как же трудно его будет создать".
Правда, полностью одолеть административную систему Екатерина не могла. Остались ранее учрежденные казенные и посессионные предприятия. Развитие металлургической, шерстяной и некоторых других отраслей по-прежнему определялось казенной регламентацией, но в целом развитие производства ускорилось Число мануфактур за царствование Екатерины выросло с 980 до 3200, а экспорт — с 13 до 57 млн. руб.
Предпосылки и подготовка Законодательства об отмене
крепостного права. Предпосылки
отмены крепостного права
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. [1]
В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861г.
Социально-экономические процессы раз ...
Невская битва
Шведы первыми сделали попытку захватить русские земли. В 1238 году шведский король Эрих Картавый получил от римского папы разрешение ("благословение") на крестовый поход против новгородцев. Всем, кто соглашался принять участие в ...
Уроки и историческое значение Декабрьского восстания
В.И. Ленин внимательно следил за ходом Декабрьского восстания, принимал все меры, чтобы помочь повстанцам. По его предложению было принято решение об организованном прекращении восстания.
В январе 1906 г. Ленин нелегально побывал в Москв ...