Реформы Столыпина
Страница 1

Выбор пути.

1906 г. Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития событии по трем направлениям: 1) дальнейшее продолжение революции; 2) наступление контрреволюции; 3) трансформация револю­ции «снизу» в революцию «сверху». И первый, и второй путь предполагал большие людские жертвы. Третий путь давал возможность избежать этого.

Несмотря на то, что в стране существовали постоянная угроза новой вспышки народных волнений, с одной стороны, и отчетливое стремление властей силой подавить эти волнения - с другой, все же в сложившихся условиях реализовалась возможность проведения экономических и политических реформ.

27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская - 153 депутата и крестьянская («трудовики») - 107 депутатов. Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Октябристы получили лишь 13 мандатов. Правые партии - ни одного.

Фракция трудовиков выступила с законопроектом, в ко­тором, потребовала отчуждения помещичьих и прочих част­новладельческих земель» создания «общенародного земельно­го фонда» и введения уравнительного землепользования. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект: немедленное и полное уничтожение, частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России.

Правительство обвинило Думу в революционных замыс­лах, и 9 июля 1906 г. царским манифестом I дума была распу­щена, не проработав двух с половиной месяцев. В этот же день новым председателем Совета Министров был назначен П.А.Столыпин.

24 августа 1906 г. П.А.Столыпин опубликовал правитель­ственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при по­мощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одно­временно было объявлено о подготовке пакета законопроек­тов, способствующих превращению России в правовое госу­дарство: о свободе вероисповедания, о гражданском равно­правии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о вве­дении всеобщего начального обучения и улучшении матери­ального обеспечения народных учителей, о подоходном нало­ге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был наме­рен предложить для обсуждения в новой Думе.

Разрушение общины.

Первым актом нового правительства стал указ от 9 ноября 1906 г. Его стержневой идеей было раз­рушение крестьянской общины путем разрешения свободного выхода из нее любого домохозяина. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закреплен­ные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Указ поощрял образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение.

Социальный смысл аграрной реформы П.А.Столыпина состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум - создать широкий слой мелких буржуазных собственников. Основной целью указа было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Провозглашая идею создания в России правового государства, П.А.Столыпин резко выступал против попыток посягательства на частную собственность.

Третьеиюньский государственный переворот.

20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как в выборах приняли участие и революционные партии социал-демократы и эсеры. Дума отказалась обсуждать, а тем: более - утверждать указ от 9 ноября 1906 г., хотя правитель­ство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать и II Думу, но одновременно с этой акцией, опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элемен­тов. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия думы.

Страницы: 1 2 3

Участие ВВ МВД РФ в ликвидации межнациональных конфликтах
Одним из самых крупных вооруженных конфликтов на территории СССР можно назвать Нагорно-Карабахский конфликт между Азербайджаном и Арменией. Фактически с февраля 1988 года началось активное привлечение внутренних войск для: обеспечения об ...

Укрепление тоталитарно-бюрократической системы
Итоги второй мировой войны открывали возможность демократического обновления мира, крушения деспотических режимов, широкого межгосударственного диалога. Но тогдашние политические лидеры ведущих мировых держав не сумели использовать этот и ...

Буржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в Российской империи
Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистич ...