Религиозные представления.Страница 2
Арии являлись носителями ведийской религии. Характерная черта ведизма – обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имели магические обряды. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения – Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жаренное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома.
Основной ведического культа были жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалам, который выполнялся брахманами – знатокам Вед и главным исполнителем обрядов.
Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.
Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние части Вед. Веды – это, буквально, книги знания. Согласно самой ведической традиции, изначально существовала только одна Веда, полученная непосредственно от Верхнего Господа Вишну. Однако около 5 тысяч лет назад, в связи с духовной деградацией человечества, мудрец Вьяса разделил единую Веду на 4 части, самхитв (сборники): Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Ригведа (веда гимнов). это часть Вед имела особое значение в развитии древне-индийского умозрения.
Именно в ней сложились такие понятия, как брахман и атман, рита, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т.п. Тексты ригведы декламировались в качестве приглашения принять жертву. Яджурведа (веда жертвенных формул) Самаведа (веда напевов). В этой веде описывались священные мелодии. Атхарвавда (веда заклинаний). Атхарваведа позже других частей была включена в кокон, поскольку была связана не с жертвоприношениями, а с домашними ритуалами, лечением болезней, заклинаниями от злых духов.
За Ведами следуют брахманы – своего рода комментарии к текстам Вед. Особо выделяются араньяки – тексты-брахманы, предназначенные для отшельников. Заключительный этап Вед составляют упанишады, трактаты религиозно-философского характера. Эти тексты, включая Веды, объедены под общими названием Шрути.
В течение многих веков Веда передавались изустно и хранились в жреческих родах. Эта традиция сохранилась даже после распространения письменности.
Древне-индийские философские и религиозные школы четко делятся на признающие и не признающие авторитет Вед.
Школы, признающие авторитет Вед, называются Астика. Астика (санскр. Асти – он есть, существует), обозначение древне-индийских философско-религиозных систем и людей. Верящих в существование трансцендентного мира, соответственно в жизнь после смерти, и признающих авторитет Вед.
К ним относятся: Вайшешика, Веданта, Адвайта-Веданта, Вишишта-Адвайта, Йога, Миманса, Ньяя, Санкхья.
Школы, не признающие авторитет Вед, называются Настика, к ним относятся: Адживика, Локаята, Чарвака. Основным принципом Настики является отрицательное отношение к любым сверхчувственным принципам: непризнание существования бога-абсолюта и отличной от тела души (атмана), будущей жизни и т.д. Настика утверждает бытие индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону природы, не имеющей повторений и аналогий /Тюляев, 1988, с. 56/.
Русские мыслители о
путях развития России
Поражение декабристов, усилившаяся реакция крепостнического режима не сломили передовую мысль в России, более того, проведение в жизнь консервативной теории «официальной народности» вызвало негативную реакцию прогрессивной части общества. ...
Особенности методологии "интеллектуальной истории"
на современном этапе
Историческая наука переживает в конце XX в. глубокую внутреннюю трансформацию, которая ярко проявляется и на поверхности академической жизни - в трудной смене поколений, интеллектуальных ориентаций и исследовательских парадигм, самого язы ...
Историография истории России в конце 60 – первой половине 80-х годов ХХ в.
Историографическая ситуация. Изменение историографической ситуации наметилось вскоре после Октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС когда в политике более или менее четко обозначился поворот к сталинизму. На XXIII съезде партии прозвучал пр ...