Город и городская культура Индии
Страница 1

Ко времени Будды в Северной Индии было много небольших городков, и некоторые из них, например Каши (Варанаси) и Каушамби, уже существовали несколько веков, крупные города, однако, встречались редко. Согласно древней буддийской традиции, во время великой болезни «Будды его ученик Ананда высказал сожаление, что его учителю приходится умирать в таком маленьком городе, как Куминалара, назвал шесть больших городов, достойных. По его мнению, того, чтобы Будда скончался именно там: Шравасти, Чампа, Раджаумха, Сакета и Каши.

Это были, очевидно, самые крупные города V в. до н.э., но в местах, где они находились, до сих пор ещё раскопки произведены не полностью, и потому можно судить о величине только одного из них. Это Раджаумха, сохранившиеся стены на площади, имевшей в периметре 25 миль. Однако это пространство не было сплошь застроенным, так как Раджаумха представляла собой город-сад, делившийся на центральную часть и пригородные дома, окруженные обширными парками и полями. Раскопки Такшашила обнаружили два города: один, относится к эпохе Ахеменидов, другой – к греко-бактрийскому периоду. Оба располагались по сторонам широкой главной улицы; в обоих к большим домам примыкал центральный двор, как это было принято в Индии со времён хараппской культуры. Но в остальном эти города отличаются друг от друга. Первый, известный археологам под названием Бхир-Маунд, не обнаруживает никаких следов городского планирования; в кривую главную улицу неправильной формы вливается лабиринт узких переулков, разветвляющихся во всех направлениях по прихоти частных застройщиков. Второй город, Сиркап, имеет прекрасную главную улицу шириной 7 м., идущую точно с севера на юг, от которой под прямыми углами и на равных расстояниях отходят оковые улицы. Город явно строился по строгому плану.» /Ашрафян, 1983, 115/.

Было бы неправильно считать строгую планировку Сиркапа заслугой только искусных греков. За 2 тыс. лет до их появления в Индии по такой же схеме были построены города Махенджо-Дара и Хараппа. Не приходится сомневаться в том, что и другие индийские города были тщательно спланированы. Не было ничего необычного в том, что могущественный царь строил для себя новую столицу, и это обстоятельство давало планировщику города свободу деятельности. «Артхамастре» приводит подробные направления по поводу того, как закладывать новый город. Она рекомендует, чтобы город в плане имел форму прямоугольника, раздельного на части, или районы, шестью главными улицами. Из которых придут с севера на юг и три – с востока на запад. Главные храмы располагаются в центре, и различные общины селятся изолированно друг от друга, в отдельных районах.

В городе было два центра – дворец и храмы. Мало что известно о дворцовой архитектуре древней Индии; обломки тщательно отполированных колонн из дворца Маурьев в Паталипутре и большое здание в Такшашиле, возможно дворец, - вот всё, что сохранилось до нашего времени, если не считать зданий значительно более позднего периода, но на основании этих и других свидетельств можно предположить, что дворец обычно был расположен в центральной части города или вблизи неё и что нередко он окружен оборонительными сооружениями, превращавшими его в своего рода крепость /там же, с. 159/.

Храмы сохранились лучше, хотя до нас не дошли ни одного индуистского храма периода до Гуптов. Храм был средством религиозных чувств верующих. Из храма выходили величественные и пышные религиозные процессии, которые вызывали и до сих пор вызывают у простого индуиста почти сверхъестественный восторг. В эпоху средневековья храм- особенно если это был большой и знаменитый храм в одном из священных городов –сам представлял собой город в миниатюре. Он владел огромными богатствами и благодаря посещавшим его многочисленным паломником служил источником доходов для города. Такой храм был крупным землевладельцем, и его обслуживало множество людей, включая жрецов, музыкантов, слуг, храмовых танцовщиц, штат писцов и счетоводов, различных ремесленников и работников. Часто храм содержал школы, а также приюты для больных людей и животных. Он занимался раздачей милостыни нищим и помогал горожанам во времена бедствия и голода. Большой храм, особенно в области Декана, был корпоративной самоуправляющей организацией, которая играла в жизни рядового горожанина более значительную роль, чем светская власть. Не меньшим влиянием пользовались в своих районах крупные буддийские монастыри, хотя обычно они располагались за пределами больших городов.

Из литературных источников, а также из скульптуры и живописи мы можем получить некоторое представление о домах богачей, которые, вероятно, отличались от царских дворцов в основном размерами. Большой городской дом насчитывал несколько этажей. Трехэтажные здания, по-видимому, были обычным явлением, и в литературе встречаются упоминания о семи- и даже одиннадцатиэтажных домах, хотя последнее вряд ли достоверно. До конца эпохи Гуптов большинство домов, от дворцов до небольших хижин, строились с полуцилиндрическими сводчатыми крышами, фронтоны которых имели заостренный конек и довольно часто – шпиль с украшениями. Покрывались крыши либо тростником, либо черепицей.

Страницы: 1 2

Городское самоуправление
Г ородская контрреформа, по мысли законодателя, преследовала точно такие же цели, как и земская: максимально уменьшить самостоятельность органов городского самоуправления путем подчинения их административной власти, сократить число избира ...

Особенности развертывания политики «самоусиления».
Позиции сторонников нововведений при дворе упрочились после государственного переворота, происшедшего осенью 1861 г. После смерти императора Сяньфыня в августе 1861 г. Су Шунь стал во главе регентского совета, призванного править от имени ...

Времена перестройки
В 1970-е годы – в начале 1980-х годов началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий. В 1987 году была создана Комиссия по реабилитации жертв политический репрессий. Первоначально её возглавл ...