Сельское общество Индии. Деревня
Страница 3

Кроме частного скота крестьян-земледельцев большие стада принадлежали пастушеским племенам, которые вели полукочевой образ жизни в отсталых районах страны. Одно такое довольно значительное племя, абхиры, обитавшее около начала нашей эры на обширных пространствах Южного Раджастхана, Мальвы и Синда, возможно, сыграло главную роль в развитии пастушеского аспекта культа Кришны. Вожди абхиров создали в Северо-Западном Декане, на развалинах Сатаваханов, государство, но оно существовало не долго.

Важным домашним животным был буйвол, уступавший только быку как тяговое животное, излюбленный объект жертвоприношений башне Дурге, культ которой стал очень популярен в средние века. Широко распространено было разведение коз, а в более прохладных районах – овец. В северной Индии употреблялось тончайшая козья шерсть из Кашмира. Одеяла из более глубокой и тонкой шерсти овец и яков выводились в небольших количествах из горных районов на северные равнины, где холодные зимние ночи позволяли оценить пользу и удобство этих одеял. Известна была и свинья, хотя она не играла в сельском хозяйстве значительной роли.

Лошадей разводили главным образом в Синде и на северо-западе Индии. В декане нельзя было выводить хорошие породы лошадей, и их доставляли в порты Западной Индии морским путем из Синда, Ирана и Аравии. Лошади всегда были роскошью, держало их главным образом воинское сословие. Для рядовых жителей основным транспортным средством служили быки, определенные породы которых могли со значительной скоростью тянуть повозку. Цари Виджалнонара развлекались зрелищем состязанием легких повозок, в которые запрягали в ряд быка и лошадь.

Слон, несомненно, был приучен уже ко времени Будды. В неволе слоны размножаются редко, и за ними приходилось охотиться. Большие участки леса имели назначение слоновых заповедников, где жили следопыты, охотники и дрессировщики, состоявшие на службе у царя. Обычно слонами владели только цари и вожди, а крестьяне, жившие по соседству со слоновьим заповедником, несомненно, проклинали опустошения, производимые этими животными, которые нередко выходили из джунглей и совершали побеги на расчисленные участки.

Верблюд упоминается в источниках нечасто, но он был известен и использовался как вьючное животное в более засушливых частях страны. Распространенными вьючными животными были также мул и осёл.

Полудикая бродячая собака была в древней Индии столь же обычным явлением, как и в настоящее время, и, кроме того с собаками охотились. В горах существовала особая порода крупных собак, вероятно подобных современным тибетским догам, которая славилась далеко за пределами Индии, Геродот сообщает, что периодический правитель Артаксерке I (465-424) освободил жителей четырех деревень Вавилонии он налога в вознаграждение за то, что они разводили индийских собак для нужд войны и охоты. Индийские собаки были известны и в Европе эпохи Птолемеев. Вряд ли в Индии к собакам когда-либо относились как к любимому домашнему животному, и в литературе она только однажды упоминается с уважением и теплотой: в «Махабхарате» пять братьев Пандавов и их жена Драупади берут собаку с собой в завершающее паломничество на небо, и старший из братьев, Юдхшитхира, отказывается войти в небесное царство без своего верного друга. Предполагали, что этот эпизод свидетельствует об иранском влиянии, потому что у зороастрийцев собака была священным животным.

Домашняя кошка упоминается в источниках редко.

Об охотничьем леопарде, или гепарде, до средних веков в источниках говорится только, как о диком животном, домашняя птица была известна в древней Индии, хотя яйца почти не употреблялись в пищу. Рацион древних индийцев, без сомнения, пополняло мясо павлинов, которое было излюбленным блюдом императора Ашоки, пока он не обратился в вегетарианству /Бэшем, 1977, с. 144/.

Состоятельные люди держали в парках и других декоративных птиц, в частности красную песчанку, или брахманскую утку (чакравака). Попугаи и майны были распространены в качестве домашних любимцев особенно среди богатых женщин. Разведением и выращиванием шелковичных червей занимались главным образом в Бенгалии и Асеаме. Существует предположение, что шёлк был известен еще в ведийскую эпоху, и в том, что шелкопряд-уроженец Индии, сомнений нет; однако шёлк, сделанный из разводившихся в домашних условиях шелковичных червей, вероятно, был завезен в Индию из Китая через Бирму во второй половине I тыс. до н.э. Во II в. до н.э. китайский путешественник Чжан Цянь отметил, что в Бактрию через Индию ввозится китайский шелк. Отсюда можно заключить, что тогда индийцы ещё не умели прясть и ткать тонкие шелка и что научились они этому, несомненно, позднее. Кроме шелковичного червя большое значение имел лаковый червец, который давал и лак, идущий на изготовление шеллака, и красный краситель, так и называвшийся – «лак».

Страницы: 1 2 3 4

Февральская буржуазно-демократическая революция
Причины революции. Причины революции можно условно разделить на экономические, политические и социальные, практически идентичны причинам, повлекшим за собой революцию 1905—1907гг. Отметим лишь небольшие измене произошедшие в стране за де ...

Основные уровни социальной стратификации
В каком бы выверенном контексте эмпирических и теоретических данных не интерпретировалась историческая действительность, в пределах каких бы строгих логических структур не разворачивались попытки ее реконструкции, она в диалектике своих в ...

Феодальные отношения
Для определения характера общественного строя Древней Руси необходимо уяснить главные критерии, позволяющие считать то или иное общество феодальным. При большом разнообразии форм феодального строя в разных странах и на разных этапах разви ...