Расселение и объединение восточных славян на территории Древней Руси
Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов.
Сам термин "славяне" до сих пор удовлетворительно не объяснен. Возможно, он связан со "словом", и так наши предки могли именовать себя в отличие от иных народов, речь которых они не понимали.
И.Н. Данилевский пишет о том, что есть основание полагать, что ареал расселения праславян, которые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э. (во времена Геродота), был весьма невелик. Учитывая, что никаких известий о славянах до первых веков н.э. в письменных источниках нет, а эти источники, как правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада.
По данным "Повести временных лет" считается, что славяне пришли в Восточную Европу с Дуная, "где теперь Угорская земля и Венгерская", но прежде славян называли норики. Это весьма загадочное место летописи, не расшифрованное до сих пор. Более того, как правило, толкователи Повести временных лет вообще его обходят и начинают вести речь с обитания славян на Среднем и Нижнем Дунае и во Фракии. Между тем Норик - это название римской провинции, приблизительно соответствующей современной территории Австрии, где предки славян вполне могли обитать, также как в других более северных районах до их расселения в указанных придунайских странах.
Развитие восточнославянского этноса проходило в тесном контакте с другими народами. Причем характер взаимодействия и взаимовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и общественной жизни племен. Историки обращают внимание, что древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защитить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание — вече — и племенной вождь, выступавший, прежде всего как военный предводитель.
Все данные говорят о том, что в процессе движения славян на восток происходило их слияние с разноплеменным местным населением, в результате чего и вырабатывались те черты (в языке, антропологическом типе, материальной культуре), которые отличают восточных славян от западных и южных. А. Головатенко отмечает, что уже в ту пору намечались и определенные различия между юго-западными частями восточно-славянского мира, северными и северо-восточными и северо-западными, которые позже, в определенных специфических условиях XIII-XVI вв., привели к распаду единой древнерусской народности на три самостоятельных.
Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная или соседская община. Процесс разложения родовой общины прослеживается по археологическим данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллективные формы совместной хозяйственной деятельности сохраняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу.
Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объединения, естественно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.
В.О. Ключевский отмечает, что трудно обозначить с точностью время, к которому можно было бы приурочить обособление их западной и восточной ветви; но до VII в. видим, что их судьбы складываются в тесной взаимной связи, в зависимости от одинаковых или сходных обстоятельств и влияний. С этого века, когда в жизни восточных славян обозначились явления, которые можно признать начальными фактами нашей истории, эти славяне, расселяясь с Карпат, вступают под действие особых местных условий, сопровождающих и направляющих их жизнь на протяжении многих дальнейших столетий.
Просвещение. Научные и технические знания
В конце XV - XVI веке усиленно росла грамотность населения Руси. Статистика подсчета надписей на документах начала XVI века определяет число грамотных дворян и бояр - выше 65%, посадских людей - 25 - 40%. Первенство держали священники, по ...
Укрепление тоталитарно-бюрократической системы
Итоги второй мировой войны открывали возможность демократического обновления мира, крушения деспотических режимов, широкого межгосударственного диалога. Но тогдашние политические лидеры ведущих мировых держав не сумели использовать этот и ...
Аграрные отношения VI—VII вв.
Во время войн Ян Цзяня многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам — противникам объединения страны, стали государственными. Надельная система распространялась на территорию всей страны. Прекращение войн способствовало обработке ...