Заключение.Страница 4
В 1987 году была создана Комиссия по реабилитации жертв политический репрессий. Первоначально её возглавлял секретарь ЦК КПСС М. С. Соломенцев, затем – А. Н. Яковлев, один из наиболее последовательных сторонников перестройки.
По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930 – 1950-х годов. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режимы И. В. Сталина – Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин и другие. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории. Были преданы гласности документы о советско-германских отношениях кануна Великой Отечественной войны (в частности, касающиеся пакта Молотова - Риббентропа).
Таким образом, общество, которое провозгласило своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути дела выродилось в общество высшей социальной несправедливости, террора и беззакония - сталинскую модель социализма. В ее основе лежали следующие положения:
- подмена социализации основных средств производства их огосударствлением, подавление демократических форм общественной жизни;
- деспотизм и произвол "вождя", хотя и опирающегося на партийный и государственный аппарат, но фактически стоящего над партией и аппаратом; административно-командные методы принудительной (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного террора; - неспособность к самокоррекции, тем более к внутренним реформам, из-за отсутствия как экономических, так и политических (демократических) регуляторов общественной жизни; - закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни; - идеологический конформизм и послушание масс, догматизм в науке и культуре.
Сталинизм по сути дискредитировал социалистическую идею в глазах трудящихся всего мира. К юбилейным сталинскими датам (дню рождения 21 декабря и дню смерти 5 марта) появились статьи, фотографии Сталина.
Некоторые носили дежурный характер. Публикации в газете "Советская Россия" обращали внимание на то, что с именем Сталина в сознании его современников и ближайших потомков связано понятие Российской государственности. Его, Сталина, представляют, как великого государственника, умевшего защитить интересы великой державы, отстоять их от любых нападок со стороны любой ценой.
Скорее всего, этот акцент связан с проблемой российской государственности, как ее понимают нынешние руководители.
Можно спросить: "Почему в наши дни на улицу выходят люди с портретами Сталина? Неужели они ничего не слышали о жестоких репрессиях сталинщины?" Наверное, это происходит потому, что еще со сталинских времен люди привыкли смотреть в Сталина, как в зеркало, видя в нем отражение своего величия, своего участия в созидательной деятельности, о которой в наши дни или не вспоминают или говорят неуважительно, будто все советские люди каждый живший в советское время - сталинист и несет личную ответственность за Сталина[32]. Против такого мнения и выступают эти люди. А еще и потому, что в общественном сознании живут те идеи, которые создали сталинизм и сталинщину: острое желание одним махом уничтожить все дурное, что копилось веками; готовность простить себе и нетерпимость к чужим недостаткам.
Особенности процесса расслоения и социальной стратификации. Характер и механизм дифференциации в казахском ауле
Сложившаяся в эпоху позднего средневековия организация системы власти у казахов явилось закономерным результатом длительного исторического развития и взаимодействия сложных социально-экономических и протестарно-политических процессов в ср ...
Общие тенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период
Окончание I мировой войны привело к краху Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Многолетняя национально-освободительная борьба покорённых ими народов ЦВЕ завершилась образованием на их руинах молодых независимых государств. ...
Эпоха нашествий.
В 183 г. до н.э. власть в результате дворцового переворота захватил Пушьямитра Шунга, один из военачальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуисткой религии. Происходит постепенная "эррози ...