Монополизация производства в России и переход от свободной конкуренции к монополистической в конце 19 векаСтраница 1
В последней трети XIX в. в ведущих странах Европы и Северной Америки начинается процесс монополизации производства.
Монополии – возникли с начала 1870–1880-х гг. в Европе и Северной Америке на базе концентрации и централизации производства и капитала в промышленной и банковских сферах.
К концу XIX – началу XX в. промышленные монополии контролировали значительную часть производства, сбыта товаров и услуг и диктовали потребителю монопольные цены. Монополии банковские извлекали высокие прибыли, господствуя в банковской сфере. С появлением в начале XX в. феномена государственно-монополистического капитализма, объединения промышленников и банковского капитала лоббировались во властных структурах, активно развивалось и государственное предпринимательство.
Образование монополий явилось проявлением в мировом масштабе новой формы организации промышленности – акционирования. Оно было невозможным без массового учредительства банков, акционерных обществ, страховых компаний и выпуска ценных бумаг. Образование в России, как и в других крупных странах, акционерных компаний в виде фирм и корпораций явилось начальным этапом в монополизации производства и капитала.
Если до 1861 г. действовало 78 акционерных компаний с капиталом в 72 млн. руб., то в начале 1870-х гг. функционировало уже 357 таких компаний с капиталом 1116 млн. руб. Из них 73 были акционерными банками; 53 – железнодорожными обществами; 15 – пароходными обществами; 14 – семейными торговыми домами. В первые 20 лет после 1861 г. 14% их капиталов было вложено в промышленность и 60% – в железнодорожное строительство.
Одновременно в 1864–1873 гг. было учреждено почти 40 акционерных банков. Многие из них в те годы занимались земельным кредитом.
Образование акционерных пароходных и железнодорожных обществ, акционерных банков содействовало развитию в стране рыночной экономики свободной конкуренции.
Как отмечает П.И. Лященко, не все эти образования и общества дожили до 1880–1890-х гг. В те годы в мире начинается новая учредительская "горячка": создание монополистических объединений четырех типов: картелей, синдикатов, трестов и концернов. Но в России, запоздало вступившей на путь либеральных преобразований в экономике, не был накоплен опыт перехода к образованию сразу в промышленности картелей и синдикатов. По свидетельству Т.М. Тимошиной, первое в России монополистическое объединение было создано в 1875 г. в страховом деле: "Конвенция общего тарифа". Оно начало диктовать свои условия на рынке страховых обществ.
Переход к созданию монополистических объединений в России не был связан с мировым экономическим кризисом 1870-х гг. В стране только еще складывалась рыночная экономика, она не была интегрирована в мировую. Не проявились отчетливо в национальной экономике и другие экономические кризисы, в том числе начала XX в.
Но общемировые процессы в создании монополий, мирохозяйственные связи способствовали появлению первых монополий и в России. В этом были заинтересованы слои предпринимателей (капиталистов). На основе имеющихся источников трудно разделить хронологически два взаимосвязанных процесса: формирование рыночной экономики свободной конкуренции и монополистической конкуренции. Во многом это объясняется незрелостью рыночных отношений в стране в связи с запоздалым проведением Крестьянской реформы и промышленной революции. В результате два этапа рыночной экономики в России развивались почти одновременно. Пока в начале 1880-х гг. не завершилась промышленная революция, не могли и образоваться картели в европейском варианте, они приняли форму "союзов" и "обществ".
В 1882 г. пять заводов объединились и образовали "Союз рельсовых фабрикантов". Он контролировал большинство заказов на изготовление рельсов для железных дорог страны. Следующим шагом было объединение предприятий по изготовлению креплений к рельсам (1884 г.), по строительству железнодорожных мостов (1887 г.), по производству оборудования для железных дорог (1889 г.). Это подтверждает известную схему развития российской промышленности – индустриализация в стране началась в транспортном машиностроении, и предприятия этой отрасли более других были подготовлены к монополизации. "Союз рельсовых фабрикантов" образовался сроком на пять лет. Это было обычной практикой для первых объединений: договор между предприятиями заключался сроком на 3–5 лет, по прошествии этого периода объединения распадались. Их договоры предусматривали для предприятий, выпускавших одинаковую продукцию, распределение заказов по видам согласно принятым Советом объединений квотам.
Битва под Москвой 1941 — 1942 гг
Битва под Москвой состояла из двух этапов. Первый этап — Московская стратегическая оборонительная операция: 30 сентября — 5 декабря 1941 г. Операция проводилась войсками Западного, Резервного, Брянского и Калининского фронтов. В ходе боев ...
Развитие буддизма в стране
Гибель династии Хань и как следствие этого - общий упадок в стране в период Троецарствия, ослабление центральной власти (этого гаранта социальной стабильности, по конфуцианским представлениям) привели, казалось, к глубоким необратимым пер ...
Начало национально-освободительного движения. Восстание под руководством Т. Костюшко
На защиту независимости Польши выступили патриотические силы страны, во главе которых стоял Тадеуш Костюшко. Военный инженер по образованию, Костюшко около семи лет участвовал в войне североамериканских колоний Англии за независимость и п ...