Провинция Сербская Воеводина и Темишский Банат (1849–1861 гг.)Страница 2
Сербская народная свободная партия (либералы), возглавляемая Светозаром Милетичем (1826–1901 гг.), стала первой сербской политической партией Воеводины. Ее программа, принятая на съезде в г. Бечкереке в 1869 г., наряду с общелиберальными требованиями: муниципальной автономии, свободы собраний и организаций, содержала и национальные требования: признание сербского языка во всех областях общественной жизни – от университетских кафедр до армии, в тех частях, где сербы составляют большинство. Программа была составлена в духе идеи великой Сербии, разрабатывающейся в это время в Сербском княжестве. Светозар Милетич и его партия вели открытую борьбу с системой дуализма, в том числе и на страницах своей газеты «Застава». Они выступали с лозунгом федерализации государства по примеру Швейцарии. Партия подвергалась репрессиям, а ее лидер дважды отбывал тюремное заключение за антиправительственную деятельность. После Восточного кризиса 1875–78 гг., когда сербский вопрос осложнился в связи с оккупацией Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в партии обнаружились разногласия. Раскол произошел в 1884 г. на умеренных и радикалов. Радикальная партия Воеводины под руководством Яши Томича стала главной и ведущей партией воеводинских сербов. Партия продолжала развивать положения Бечкерекской программы, выступая за политическую автономию, причем не только сербов, а всех славянских народов империи, за введение национального языка в делопроизводство, за церковную автономию. Партия решительно выступала против возможной аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Радикалы вместе с Самостоятельной партией Славонии вели борьбу за объединение угнетенных народов Венгрии. В 1895 г. в Будапеште они провели съезд румын, словаков и сербов, на котором была принята программа борьбы этих народов за свои национальные права.
Сербское политическое движение во второй половине Х1Х века пришло в противоречие и открытое противостояние с венгерской консолидирующей идеей, концепцией единой политической нации. Сербская политическая оппозиция способствовала расшатыванию государственно-политической системы, как венгерской интеграции, так и австро-венгерского федерализма в целом. Территория Воеводины была одним из самых сложных для управления регионов. Венгерский центр прилагал все усилия к ликвидации сербской национальной оппозиции, усиливая политику мадьяризации. В 1878 г. был принят закон об обязательном изучении венгерского языка в школах, существенно дополненный и расширенный указами 1893 и 1907 гг. Планомерная колонизация края привела к тому, что сербов на воеводинских землях к 1910 г. было 39%, а венгров 32%. Культурная же политика Будапешта была построена так, что на 157 сербских начальных школ приходилось 560 венгерских. Последним усилием центра удержать в подчинении регион было решение Венгерского правительства о ликвидации в 1912 г. сербской церковно-школьной автономии. Таким образом, рядом последовательных актов с 1860 по 1912 гг. была ликвидированы все формы автономии Воеводины.
Размещено на Allbest.ru
Скульптура и резьба в конце XV-XVI
века
Для скульптуры конца XV - XVI века характерны два направления: одно традиционное, связанное с искусством XV века; другое новаторское - реалистическое. Первое представлено памятником с большим количеством костяных иконок - Киликиевским кре ...
Начальный этап и становление советской историографии Отечественной войны
1812 года (1920-1945 гг.). Освещение наполеоновского
нашествия отечественными историками в 20-30 гг.
Великая Октябрьская революция в России и последовавшая гражданская война во многом определили направления исследований советской исторической науки. Основное внимание было уделено в первую очередь новейшим событиям в истории нашей страны. ...
Изменения традиционной структуры Казахстана период
становления административно-командной системы. НЭП как недолговременная альтернатива социально-экономическому
и политическому кризису
В 20-30 годы ХХ века – это один из наиболее трагических периодов истории Казахстана. Получив на словах автономию и право самому распоряжаться своей судьбой, казахский народ получил на деле жесточайшую тиранию и геноцид. Прикрываясь лицеме ...