Русские мыслители о
путях развития РоссииСтраница 1
Поражение декабристов, усилившаяся реакция крепостнического режима не сломили передовую мысль в России, более того, проведение в жизнь консервативной теории «официальной народности» вызвало негативную реакцию прогрессивной части общества. На рубеже 30–40 гг. в России сложились два течения общественной мысли – славянофильство и западничество. Яркими «западниками» были П.В. Анненков, П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, И.С. Тургенев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин. Они доказывали несостоятельность утверждения о русской самобытности, исходя из признания общности развития России и Запада. Очень интересны взгляды на судьбу России у поэта Петра Чаадаева, которые хотя и отличались крайним пессимизмом, но отражали реалии русской жизни. После опубликования своего «Философического письма» по приказу царя он был объявлен сумасшедшим. В его «Письмах» страстные нападки на Россию, ее отсталость, некультурность, ничтожность ее истории, убожество ее настоящего. Он писал: «Окиньте взглядом все пережитые нами века… вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания… Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя… Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли…» Сопоставляя пути Европы с Россией, Чаадаев констатирует, что ее прошлое было иным, чем у стран Запада: «Сначала дикое варварство, затем – грубое суеверие, далее – иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, – вот печальная история нашей юности» На Западе, обращал внимание Чаадаев, в отличие от России, общественное развитие происходило таким образом, что «идеи долга, справедливости, права и порядка» вошли в повседневный обиход; «…что у других народов просто привычка, инстинкт, то нам приходится вбивать в свои головы ударами молота».
Герцен, который также одно время принадлежал к западничеству, назвал письмо Чаадаева безжалостным криком боли и отчаяния. В то же время выводы Чаадаева заставили передовое общество проснуться и более трезво оценить прошлое и настоящее России, с тем, чтобы лучше понять пути ее дальнейшего развития. Сам Чаадаев после знаменитого к нему обращения А.С. Пушкина делает неожиданный вывод: «…нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя; понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине. Тогда мы пойдем вперед, и пойдем скорее других, потому что пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам». Здесь высказан тезис, оказавший огромное влияние на всю последующую мысль в России. В рукописи «Апология сумасшедшего» Чаадаев пришел к выводу, что, не будучи вовлечена в европейские распри, Россия, осмыслившая опыт западных стран, будет призвана сказать миру новое слово.
Западники высоко оценивали реформы Петра I, повернувшего Россию на дорогу европейского развития. Они считали, что Россия – это страна все-таки с европейской культурой, но схизма разделила пути развития Запада и России. поэтому нередко православие они называли «суеверием», характеризовали РПЦ как балласт на пути прогрессивного развития России.
Активную пропаганду идеологии западников вел на кафедре Московского университета профессор Т.Н. Грановский. Против славянофилов выступали также Белинский и Герцен.
Славянофильство являлось либерально-дворянским общественным течением, последователи которого (в славянофильский кружок входили братья И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин и К.С. Аксаков) считали, что каждому народу присущи свои особенности, которые надлежит развивать. По их мнению, Россия и Запад представляют собой два особых мира, и пути их развития должны быть различными. Для России наиболее характерны – извечное существование общины и православная религия. Но в понятие «община» они вкладывали много неопределенного, рассматривая ее то как деревню, волость, княжество. Славянофилы выступали за отмену крепостного права, за освобождение крестьян с землей. Они резко критиковали реальность жизни в России, так, в стихотворении «России» А.С. Хомяков писал:
Политика избранной Рады – эволюционный путь
развития России. Реформа центрального и местного
самоуправления
Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепл ...
Происхождение украинского казачества. Факторы, которые обусловили
формирование казацкого слоя.
Рассматривая первый вопрос, следует остановиться на чрезвычайной важности в украинской истории такого феномена, как казачество. Необходимо обратить внимание на его генезис, чтобы понять сложный исторический характер и общественное значени ...
Особенности первоначального накопления капитала в Англии
Процесс становления рыночной экономики прошел три основных этапа:
1) период первоначального накопления капитала;
2) формирование рыночной экономики свободной конкуренции;
3) перерастание ее в рыночную экономику монополистической конкур ...